Про историю игры Монополия
Игру Монополия знает, наверное, каждый, а вот историю ее создания, которая куда запутаннее чем правила, скорее всего нет.
Я наткнулся на эту историю недавно, и она мгновенно расставила все по своим местам. Ребенком я игру очень любил; а кто-то из старших даже упоминал, что она развивает в детях “финансовые способности”, что добавляло кусочку картона авторитета. Сыграв в неё уже взрослым, я поразился практически полной бессмысленности происходящего: участник, собравший за первые два круга больше недвижимости, автоматически вырывался вперед и никакие неудачи не могли помешать ему стать монополистом. Что не так с этой игрой?
Все так! Автор исходной версии, созданной в 1903 году, и называвшейся тогда “Землевладелец”, Элизабет Мэги хотела, чтобы результат продемонстрировал несправедливость и чувство безысходности, которые настоящие монополии несут простым людям. И это была только половина игры.
Землевладелец включал в себя два набора правил: известную всем “Монополию”, показывавшую звериный оскал капитализма, и альтернативный ему набор “Процветание”, призванный донести идею того, что люди должны владеть лишь тем, что они создали сами, а не природными богатствами. Одним из важных шагов к достижению всеобщего равенства и уравниванию прав считался единый земельный налог, который Мэги и пропагандировала через Процветание.
тем, что они создали сами, а не природными богатствами
В целом, игра была достаточно популярной, но денег Элизабет не приносила: все, кто хотел, играли в нее бесплатно, рисуя поле на куске бумаги (как делал в детстве я), пока в 1933 квакер по имени Чарльз Дэрроу не скопировал игру, убрав половину и добавив знаменитую стрелку Go, и не продал ее (правда не с первой попытки) компании Parker Brothers, ставшей впоследствии частью Hasbro. Мэги, на этом ничего не заработала, но после успеха Монополии и критики со стороны Мэги, Паркер согласился издать две другие её игры. По иронии судьбы, именно к Паркеру она обращалась в 1910-м, чтобы опубликовать Землевладельца, но получила отказ, фирма Паркера была поглощена компанией Tonka, а те, в свою очередь, корпорацией Hasbro, которая сейчас является крупнейшим производителем игрушек в мире.